Для многих сегодня HyperCard, вероятно, неизвестное слово. Для некоторых из нас, пионеров Mac в 1980-х, упоминание HyperCard зажгло бы наши «военные» истории и то, какие замечательные вещи мы тогда создавали.

Сегодня, в связи с распространением языков и наборов для разработки программного обеспечения, независимо от того, насколько объектно-ориентированными, такими как технологии, связанные с XCode, Java, C или HTML5, среднестатистическому непрограммисту нелегко попытаться сделать что-нибудь отдаленно полезное. Даже для опытных программистов современные языки сценариев или программирования могут меркнуть на фоне чего-то из далекого прошлого (в вычислительной парадигме) - HyperCard.

По моему мнению, Билл Аткинсон действительно один из лучших на платформе Mac. Он участвовал в разработке некоторых ранних программ и программного обеспечения, таких как строка меню в Mac Finder, QuickDraw, MacPaint и HyperCard.

Когда я был пионером в области цифровых публикаций и интерактивных медиа, проповедуя Mac в 1980-х, против некоторых чудовищ на фронте PC / DOS / Windows, у меня было несколько моментов "вау".

В первый раз меня поразил Adobe Illustrator 1.0. В считанные дни я стал, пожалуй, одним из немногих, кто использовал неуклюжую мышь Mac для рисования на монохромном экране Mac Plus иллюстраций, варьировавшихся от спортивных автомобилей до человеческих фигур. Многие из них стали инструментами продаж, которые наши продавцы могли предлагать рекламным агентствам и дизайн-студиям. Мне никогда не требовался планшет для рисования, и даже с помощью довольно неточной мыши я мог рисовать довольно красивые иллюстрации на Mac.

Следующим большим "вау" стала HyperCard Билла Аткинсона.

HyperCard работает как стопка карточек, где каждая карточка может иметь интерактивные или статические компоненты, такие как текстовые блоки, растровую графику, кнопки, поля и так далее. Интерактивность может быть на «основных» картах или на отдельных картах, и пользователь может перемещаться между картами с помощью определенных пользователем функций за кнопками или другими компонентами на картах. Существовал также язык сценариев объектно-ориентированного программирования (ООП), известный как HyperTalk, который давал пользователю больше возможностей программирования.

Метафора HyperCard была на удивление проста, и удивительно легко создавать удобные для использования пользовательские программы. С помощью hyperCard я создал довольно много инструментов для обучения продажам, презентационных и киоск-программ, а позже даже интерактивных комплектов для прессы. Это были дни 3.5-дюймовых гибких дисков, и стеки HyperCard можно было даже оптимизировать для размещения на дискетах, которые можно было раздавать. Впоследствии, когда компакт-диски стали более распространенными, было довольно легко встраивать в них более крупные презентации или программы. Я смог создать специальные производственные учебные модули с помощью HyperCard, когда в 1980-х годах был ведущим разработчиком программ обучения на основе программного обеспечения в крупной компании по производству дисководов.

Я пишу эту статью как дань уважения HyperCard и тому, что Билл Аткинсон дал многим из нас.

Эпоха HyperCard была расширением возможностей, в частности, расширением прав и возможностей обычных пользователей компьютеров, позволяющих детям и взрослым создавать что-нибудь полезное для себя или делиться с другими. HyperCard сократила разрыв между обычными пользователями компьютеров и опытными программистами. Волшебники кода потеряли часть своего блеска, когда магия HyperCard была передана в руки некодеров.

Этот век пришел и ушел, когда HyperCard отказались от использования, когда Apple перешла на платформу OS X на базе Mach BSD (унаследованную от NeXTstep). За этим последовали сложности во имя прогресса. Сегодняшний средний пользователь стал «лишенным полномочий», ограниченным и принудительно приспособленным к тому, что решит поставщик. Хотя было много попыток возродить HyperCard за пределами Apple, немногие из них достигли той элегантности и простоты, которую мы, старожилы, испытали в ее золотой век.

Я все еще надеюсь, что снова появится что-то вроде лучшей из HyperCard. На фронте HTML5 было предпринято множество попыток, ни одна из которых не стала настолько успешной, как Hypercard в расцвете сил, но время покажет.

PS - Если вы ищете что-то похожее на HyperCard, но на подножке HTML5, попробуйте Обман. Чтобы узнать больше о HyperCard и ее остатках, посетите hypercard.org.

To many today, HyperCard is probably an unknown word. To some of us Mac pioneers in the 1980s, the mention of HyperCard would have fired up our “war” stories and what wonderful things we created then.

Today, the proliferation of languages and software development kits, no matter how object-oriented, such as XCode, Java, C, or HTML5 related technologies, it is not entirely easy for the average non-programmer to attempt anything remotely useful. Even for seasoned programmers, modern scripting or programming languages may pale against something from a distant past (in a computing paradigm) – HyperCard.

In my opinion, Bill Atkinson is truly one of the greats on the Mac platform. He contributed to some of the early code and software programs such as the Menu bar on Mac Finder, QuickDraw, MacPaint, and HyperCard.

When I was a digital publishing and interactive media pioneer evangelizing the Mac in the 1980s, against some behemoths on the PC/DOS/Windows front, I had several moments of “wow”.

The first time I was floored was Adobe Illustrator 1.0. Within days, I became perhaps one of the very few who used the clunky Mac mouse to draw on the monochrome screen of the Mac Plus, illustrations that ranged from sports cars to human figures. Many of these became sales tools for our salespeople to pitch to advertising agencies and design studios. I never did need a tablet to draw, and even with the rather imprecise mouse, I could draw rather beautiful illustrations on the Mac.

The next big “wow” was Bill Atkinson’s HyperCard.

HyperCard worked like a stack of cards, where each card can have interactive or static components such as text blocks, bitmapped graphics, buttons, fields, and so on. The interactivity can be on “master” cards, or designed on individual cards, and a user can navigate across cards from user-defined functions behind the buttons or other components on the cards. There was also an object-oriented programming (OOP) scripting language known as HyperTalk, which lent more programming powers to the user.

The metaphor of HyperCard was surprisingly simple, and wondrously easy to create usable custom software programs. With hyperCard, I created quite many sales training tools, presentation and kiosk programs, and later on, even interactive press kits. Those were the days of 3.5-inch floppy disks, and the HyperCard stacks could even be optimized to fit on floppies to be given away. Subsequently, when CD-ROMs became more common, it was quite easy to embed larger presentations or programs on them. I was able to create custom industrial training modules using HyperCard, when I was the lead developer of software-based training programs in a large disk drive company in the 1980s.

I am writing this piece as my personal tribute to HyperCard and what Bill Atkinson gave to many of us.

The age of HyperCard was empowerment, specifically, the empowerment of average computer users then, to allow kids and grown-ups to create anything useful for themselves, or shared with others. HyperCard closed the gap between everyday computer users with those who were seasoned computer programmers. The wizards of code lost some of their shine when the magic of HyperCard was entrusted in the hands of the non-coders.

That age has come and gone when HyperCard was dropped when Apple moved to the Mach BSD-based OS X platform (inherited from the NeXTstep). What came after was complexity in the name of progress. The average user today, has become “de-empowered”, restrained, and force-fitted, into whatever the vendor decides. Although there has been many attempts to resurrect HyperCard outside of Apple, not many have achieved the same elegance and simplicity that we old-timers have experienced in its golden age.

I am still hoping for something like the best of HyperCard to come into existence, again. There has been many attempts on the HTML5 front, none which has become wildly successful yet like Hypercard did in its prime, but time will tell.

PS – If you are looking for the closest thing to HyperCard but on the HTML5 bandwagon, try Hype. For a historical look at HyperCard and its remnants, visit hypercard.org.