Десятилетия назад, когда я занимался тотальным менеджментом качества (TQM) и качеством обслуживания, казалось, что всех загипнотизировала концепция «клиент всегда прав». В то время боевой клич того времени, особенно менеджеров на переднем крае и менеджеров по задачам, заключался в том, чтобы рявкнуть на передовых, чтобы они предоставили услуги под девизом «заказчик всегда прав».

Перенесемся в 21 век, и многое изменилось. Технологии дали возможность любому быстро находить информацию и общаться с людьми в режиме реального времени. Любой может подключиться к другому одним щелчком мыши или проведением пальца по планшету или смартфону. Любой желающий может обмениваться идеями или выражать свои чувства через социальные сети или мобильные приложения.

Итак, всегда ли клиент прав? Вернее, есть ли идея «клиент всегда прав» даже «прав»?

Подумайте вместе со мной на минутку над загадкой концепции «клиент всегда прав».

Теперь клиент - это не просто внешний платящий клиент, который платит поставщику услуги или продукта. Заказчик - это также ваши внутренние сотрудники, которые обслуживают внешних платежеспособных клиентов. Заказчик - это также ваши внутренние сотрудники, обслуживаемые внутри компании. Они тебе даже не платят. Фактически, вы можете им платить, но они тоже ваши клиенты. Заказчиком также являются внешние акционеры, которые верят в вашу компанию достаточно, чтобы покупать акции вашей компании (если ваша компания котируется на фондовой бирже). Заказчиком также могут быть внешние заинтересованные стороны, которые могут быть некоммерческими организациями и бенефициарами ваших программ корпоративной социальной ответственности, или даже журналисты из средств массовой информации, которые время от времени получают выгоду от ваших новостей.

Короче говоря, клиент - это не только внешние платящие клиенты, но и практически все, с кем мы имеем дело и с кем ведем коммерческий или социальный обмен.

Следовательно, если заказчик «всегда прав»? Ограничиваем ли мы его распространением только на внешних платежеспособных клиентов? А как насчет наших сотрудников, которые являются ценными людьми, которые создают ценность, одинаково обслуживая клиентов и внутренних сотрудников? Они тоже клиенты. А журналисты и продюсеры телепрограмм? Это ценные клиенты, с которыми нам нужно постоянно и честно взаимодействовать, чтобы наш корпоративный бренд продолжал расти. Точно так же наши акционеры также являются ценными клиентами. Их вера в нашу компанию обеспечит ее выживание в долгосрочной перспективе.

Представьте себе, если мы будем настаивать, что только внешние платящие клиенты «всегда правы», наши внутренние сотрудники будут все время бороться с низким моральным духом, текучесть кадров будет бушевать, а наши процессы потерпят неудачу. И если мы будем настаивать на том, что наши внутренние сотрудники «всегда правы», то наши платежеспособные клиенты, внешние заинтересованные стороны, такие как СМИ и акционеры, будут противодействовать. Вы уловили картину.

Это похоже на брак. Если жена все время настаивает на своей правоте, муж выйдет из брака. И наоборот, если муж все время настаивает, что он прав, жена вскоре после этого настаивает на разводе.

Как тогда мы можем более грамотно относиться к обслуживанию клиентов? Самый простой способ взглянуть на это - снова подойти к идее брака.

Всегда ли муж прав? Нет. Всегда ли жена права? Нет. Постоянное настаивание на том, кто прав, является ключевым моментом для успешного брака? Конечно нет! Тогда что? Ключевой вопрос - взаимоуважение. Когда муж уважает мнение и действия жены, а жена делает то же самое по отношению к мужу, вероятность прочного брака будет. Думайте об обслуживании клиентов как о прекрасном вальсе или танго между супружеской парой. Когда один из них движется вперед, другой отступает, и наоборот. Это поэзия.

Точно так же никогда не важно настаивать на том, кто прав в обслуживании клиентов. Платящий покупатель никогда не бывает «всегда прав». Внутренние сотрудники или внешние заинтересованные стороны никогда не «всегда правы». Ключевой вопрос - это культура взаимного уважения между всеми сторонами. Компания уважает внешних поставщиков, чтобы они вовремя оплачивали счета при получении товаров и услуг. Внутренние сотрудники уважают коллег, платежеспособных клиентов и внешних заинтересованных лиц. Точно так же, как дамы и господа, внешним платящим клиентам рекомендуется одинаковая корпоративная культура, чтобы они обеспечивали одинаковое взаимное уважение к внутренним командам. В этом замкнутом цикле просвещенного обслуживания клиентов ориентиром является взаимное уважение ко всем сторонам, а не требование «кто прав».

Убейте идею о том, что покупатель всегда прав. Вместо этого привейте культуру взаимного уважения, которая позволит внешним платежеспособным клиентам, внешним заинтересованным сторонам (акционерам, СМИ и поставщикам), внутренним клиентам получить справедливую и равную основу. Это продуманное и устойчивое обслуживание клиентов.

В конце концов, Мэнций (372–289 до н.э.), ученик Конфуция, считал, что люди отличаются от животных и проявляют благосклонность к другим. Менсий сказал, что если ребенок падает, внутренняя природа человека - сочувствовать ребенку. Следовательно, если внешние и внутренние факторы не мешают человеку проявлять уважение к другим, это тенденция человека относиться к другим с уважением. Уважение порождает уважение, и это высшая форма обслуживания клиентов.

Decades ago, when I was entrenched in total quality management (TQM) and service quality, everyone seemed to be hynoptized by the concept of “the customer is always right”. The war cry of the day at that time, especially by frontline managers and task managers, was to bark down at frontliners to deliver service with the motto of “the customer is always right”.

Fast forward to the 21st century, lots of things have changed. Technology has empowered just about anybody to find information quickly, and to reach out to people real-time. Anyone can connect to another by the click of the mouse or a swipe on the tablet or smartphone. Anyone can exchange ideas or communicate feelings through social media or mobile apps.

So, is the customer always right? More correct, has the idea “the customer is always right” even “right” to begin with?

Think with me for a minute, the conundrum of the concept of “the customer is always right”.

Now, the customer is not just the external paying customer who pays a service or product provider. The customer is also your internal employees who serve external paying customers. The customer is also your internal employees who are served internally. They don’t even pay you. In fact, you may be paying them and yet they are too, your customers. The customer is also external shareholders, who believe in your company enough to buy shares of your company (if your company is listed on the stock exchange). The customer may also be external stakeholders, which can be non-profits and beneficiaries of your corporate social responsibility programs, or even the journalists from the media, who benefit from your news now and then.

In short, the customer is not just external paying customers, but just about anyone we have a dealing with, and have a commercial or social exchange with.

Therefore, if the customer is “always right”? Do we restrict it to apply only to external paying customers? What about our employees who are valuable people who create value by serving paying customers and internal employees alike? They too, are customers. What about the journalists and broadcast producers? They are valuable customers who we need to engage consistently and truthfully, so that our corporate brand continues to fly high. Likewise, our shareholders are valuable customers too. Their belief in our company will ensure its continued survival for the long haul.

Imagine if we insist only external paying customers are “always right”, our internal employees will fight low morale all the time and staff turnover will be raging and our processes will fail. And if we insist our internal employees are “always right”, then our paying customers, external stakeholders such as the media and shareholders, will be antagonized. You get the picture.

It is akin to a marriage. If the wife insists on being right all the time, the husband will walk out of the marriage. And vice versa, if the husband insists he is right all the time, the wife will insist on a divorce soon after.

How then, can we embrace customer service in a more enlightened manner? The simplest way to look at it is to approach the idea of marriage again.

Is the husband always right? No. Is the wife always right? No. Is insisting who is right all the time the key issue to a successful marriage? Certainly not! Then, what is? The key issue is mutual respect. When the husband respects the opinions and actions of the wife, and the wife does the same for the husband, the likelihood of a sustainable marriage will be there. Think of customer service as akin to a nice waltz or tango between the married couple. When one of them moves forward, the other steps back, and vice versa. It is poetry.

Likewise, it is never important to insist who is right in customer service. The paying customer is never “always right”. The internal employees or external stakeholders are never “always right”. The key issue is to have a culture of mutual respect between all parties. The comapny respects the external suppliers to pay bills on time when receiving goods and services. The internal employees respect peers, paying customers and external stakeholders. Likewise, like ladies and gentlemen, the external paying customers are recommended the same corporate culture so that they will provide the same mutual respect for the internal teams. In this closed loop of enlightened customer service, mutual respect for all parties is the guiding light, and not an insistence of “who is right”.

Kill the idea that the customer is always right. Instead, inculcate a culture of mutual respect that allow external paying customers, external stakeholders (shareholders, media and suppliers), internal customers, are all given fair and equal footing. This is the enlightened customer service that is sustainable.

After all, Mencius (372-289 BCE), student of Confucius, believed that humans are different from animals, and possess benevolence for others. Mencius said, if a child falls, it is the inner nature of a human to feel sympathetic towards the child. Therefore, unless external and internal factors prevent a person from being respectful to another, it is the tendency of a person to be respectful to others. Respect begets respect, and this is the highest form of customer service.